День десятый

 

В турцентре в Синосаке нам дали проспектик про Нару, из него мы почерпнули, что ловчее всего в Нару ехать не на государственной жд JR, а на частной Кинтэцу. Поэтому с утра на метро доезжаем до станции Намба и переходим на жд станцию Кинтэцу-Намба. А вот Кинтэцу лавочка частная, поэтому на английском информации почти нет, японский тут больше пригождается, но кассу нашли, билет купили, путь свой отыскали. Первой подходит электричка, которая идет до Нара со всеми остановками. Похожа на вагон метро один в один. Мы воротим нос, не-а, поедем на экспрессе (он через пять минут). Подходит экспресс. Все те же метрошные вагоны! Ну ладно, едем. Однако за городом этот поезд разгоняется действительно до скорости экспресса. До Нара доезжаем за 40 мин. Станция Кэнтэцу-Нара ближе к центру города, чем JRовская.  Ищем обещанный турцентр, находим, берем карту.

 

Первая точка нашего маршрута на сегодня -  это храмовый комплекс Кофукудзи, символ Нара.

 

КОФУКУДЗИ — один из двух основных храмов буддийской секты Хоссо. Основан  в 669 г. Возникший как фамильный храм Фудзивара, Кофукудзи уже в 20-е гг. VIII в. стал официальным храмом и сохранял этот статус в течение веков. Беспощадное время жестоко обошлось с ним. История Кофукудзи наполнена пожарами и разрушениями. Только в течение XI в. храм горел трижды: в 1046, 1060 и 1096 гг. Потребовалось много лет, чтобы возродить храм из пепла, но в 1717 г. последовал очередной пожар, от которого Кофукудзи так и не оправился. Кофукудзи был в немилости у сёгунов из дома Токугава, которые никак не могли забыть о давней связи храма с кланом Фудзивара. Это чувство неприязни распространялось и на Кофукудзи, духовенство которого в силу указанных обстоятельств не могло рассчитывать на поддержку властей. Средств, которые удалось собрать после пожара 1717 г., хватило лишь на восстановление нескольких зданий. Самая старая из построек (Хокуэндо — Северный восьмиугольный зал) относится к XIII в. Это реконструкция часовни, воздвигнутой в 721 г. в память Фудзивара-но Фубито. Ныне существующая пятиярусная пагода постройки 1426 г., хотя впервые воздвигнута она была в 730 г. Основанный в 813 г. Нанъэндо — Южный восьмиугольный зал, в котором установлены изображения четырех царей — защитников Закона Будды, также не сохранился в первоначальном виде. Нынешняя постройка относится к концу XVIII в. То, что дошло до нас, позволяет говорить о нынешнем Кофукудзи как о сокровищнице буддийской скульптуры Японии. Здесь хранятся замечательные творения ваятелей разных эпох, начиная с VII в. и вплоть до XIII–XIV вв. Многие из них относятся к числу лучших образцов японской скульптуры.

 

Храм недалеко от станции. Уже на подходе чувствуем запах, а потом и видим главных обитателей Нара – оленей. Они тут повсюду. Ходят по территории храмов и монастырей, пасутся в парках, кое-где переходят дороги, выпрашивают еду у посетителей. Еда продается почти везде – корм спрессованный в «печенюшки». Покупаем пачку таких печенек. Пока разрывал упаковку нетерпеливый олень пихал меня рогами под руку – дай, мол, не задерживай хавчик!!! :-)))))

 

    

 

Главная достопримечательность храма – пятиступенчатая пагода. Ее видно отовсюду, особенно красивый вид с пруда Сарусава-икэ.

 

  

 

До пруда мы позже тоже дошли, в нем тоже живут черепахи…

 

 

Кроме пагод посетили еще «восточный золотой павильон» со статуями различных Будд, главный из которых «отвечает» за выздоровление. Самые старые статуи 7 века, самые молодые – 15. Впечатляет… Для туристов еще открыт зал «сокровищницы», посетили и ее. Тоже много фигур и статуй 7-15 вв, многие со статусом «Registered national treasure». Там мне самым интересным показалась статуя многорукой богини Канон высотой 5 метров. Куда там Шиве с его 4 руками, у Канон их с десяток с каждой стороны :-)

 

      

 

После Кофукудзи идем по дороге вверх, к храму Тодайдзи.

 

ТОДАЙДЗИ — Великий Восточный храм. Возводился с 710-го по 784 г. по указу императора Сёму. Великий Восточный храм замышлялся как главный культовый центр буддизма, который должен был защитить императорский двор в эпоху смут и политических неурядиц, обеспечить мир и спокойствие в государстве. Строительство было начато с сооружения грандиозной статуи Будды Вайрочана (яп. Будда Великое Солнце), присутствующего повсюду во Вселенной. Будда Великое Солнце служил главным объектом почитания у монахов школы Кэгон — школы Величия Цветка Закона, пользовавшихся тогда наибольшим влиянием при дворе. По завершении отливки статуи началось строительство Дайбуцудэн — Зала Большого Будды.  8 декабря 1180 г. воинство Тайра Сигэхира вторглось в Нара, чтобы проучить местных монахов, которые, как считал Сигэхира, плели нити заговора против дома Тайра. Нападающие встретили сильное сопротивление. Тогда Сигэхира решил сжечь город. Тодайдзи сгорел дотла. 12 марта 1195 г. в присутствии Минамото-но Ёритомо состоялась церемония открытия восстановленного храма. 370 лет спустя Тодайдзи вновь был разрушен, став на сей раз жертвой кровавых междоусобиц, терзавших Японию в XVI в. 10 октября 1567 г. храм полностью сгорел, подожженный ворвавшимися в город самураями. Монах Кокэй (1648–1705), принявший постриг в тринадцатилетнем возрасте, дал обет перед разрушенной статуей Большого Будды, что приложит все силы для того, чтобы возродить Тодайдзи в его былом величии. В 1709 г. работы по восстановлению Дайбуцудэн были завершены. Строителям так и не удалось возродить Зал Большого Будды в его прежних размерах. Вновь отстроенное здание было 57 метров длиной по фасаду, свыше 50 метров в глубину и около 49 метров в высоту, составляя по своему объему примерно 60% от первоначальной постройки. И тем не менее возрожденный Дайбуцудэн был и остается самым большим деревянным строением в мире, а помещенная в нем статуя — одной из самых крупных скульптурных работ в истории мирового ваяния.

 

Получилось так, что мы зашли к храму сбоку, а не по основной «кабаньей тропе», поэтому в качестве бонуса осмотрели красивые отдельностоящие ворота Тэгаймон.

 

 

Вот наконец подходим ко входу, вливаемся в толпу «кабанов». Храм конечно поражает своими размерами.

 

И если это только 2/3 от первоначального размера…

 

 

Внутри храма осматриваем Большого Будду (действительно огромен!) и будд поменьше.

 

    

 

 

Здесь же покупаем открытки и ставим на них памятные печати. Снова наблюдаем аттракцион с пролезанием в отверстие (на этот раз это отверстие в колонне). Дети пролезают легко, а вот молодым японцам надо постараться…

 

 

   

 

После Тодайдзи, впечатленные идем через парк (опять олени!) к храму Касуга Тайся. Улыбнула сценка с девушкой, которую обступили олени, а она верещала от страха :-)

У оленей, кстати, рога на ощупь оказались пушистые и мягкие…

 

Наконец доходим до Касуга Тайся Дзиндзя.

 

КАСУГА ТАЙСЯ — древнее синтоистское святилище.  Посвящено четырем божествам из трех храмов, связанных с кланом Фудзивара: храм Касима (божество Такэмикадзути-но Микото), храм Катори (божество Фуцунуси-но Ками) и храм Хираока (божества Амэнокоянэ-но Микото и Химэ-но Ками). Святилище Касуга тайся было основано в 709 г. правителем Фудзивара-но Фухито, чтобы защитить от сил зла новую столицу Хэйдзё(кё) (Нара), строительство которой должно было начаться в следующем году. Примерно в 768 г. святилище было перенесено со склона горы Микасаяма на нынешнее место. Вход в священные пределы Касуга тайся обозначен большими красными тории. По обеим сторонам — каменные фонари. Их больше двух тысяч, ряды их протянулись до самого святилища. Каждый пожертвован богомольцем или группами паломников, приходившими сюда на протяжении веков. Самые древние относятся к периоду Камакура (1185–1333), самые «молодые» — к началу нынешнего столетия. На многих можно разобрать надписи, указывающие имя дарителя и время, когда было сделано пожертвование. Только дважды в год — в начале февраля, когда отмечается становление весны, и в середине августа — в День поминовения усопших — зажигают в них свечи.

 

Касуга – храм фонарей. Их здесь немеряно. Каменные стоят по периметру храма и вдоль дороги, к нему ведущей. Бронзовые и позолоченные развешены по всему храму в немыслимых количествах. Павильоны храма выкрашены в яркие оранжевые и желтые цвета, что придает ему некую парадность.

 

  

 

   

 

Еще во дворе храма растет криптомерия, которой больше 1000 лет!!! Уже 1309 году это дерево изображали как сторожила храма на свитке «Гонгэн-кэнки».  Высота – 23 метра, диаметр – 7,94 метра.

 

 

От Кусуга Тайся по дороге с фонарями спускаемся к городским застройкам. По дороге наткнулись на тренировку по ябусамэ. Вместо лошадей – деревянные подставки с седлами, стреляют строго влево, при каждом выстреле что-то грозно выкрикивают. Отснял небольшой ролик.

 

 

Далее у нас в планах храм Гангодзи. Посетить его решили уже приехав в Нара. Он почему-то не указан в основных путеводителях, хотя является фактически первым буддистким храмом в Японии и наравне с Кофукудзи, Тодайдзи и Касуга Тайся имеет статус «World Heritage».

 

Предтеча Гангодзи — Асука-дэра — был первым буддийским храмом на равнине Ямато. Основанный как фамильный храм клана Сога, Асука-дэра одним из первых был причислен к категории государственных храмов, пользовавшихся поддержкой двора. Еще до переноса в столицу Асука-дэра стал центром одной из самых ранних школ японского буддизма — Санрон.

После переноса в Фудзивару Асука-дэра получил название Гангодзи. В 718 г. для Гангодзи был отведен обширный участок в новой столице Хэйдзё (Нара).

В новой столице он вошел в семерку важнейших храмов. Однако случившиеся в XV и XIX веках пожары практически уничтожили Гангодзи. Обгоревший основной зал Гокуракубо долгое время служил монашеской обителью. И лишь сравнительно недавно ему был возвращен статус храма. Сооружения Гангодзи охраняются как национальное сокровище..

Немного поплутав по Нара (город маленький, улицы на карте не подписаны :-)), выходим к храму.

 

Комплекс не большой, сохранились только несколько зданий. Посещаем павильон-музей (основной экспонат – реконструкция несохранившийся пагоды) и главный павильон (действующий храм). По уже отмеченной мной в Таиланде буддисткой традиции наряду с Буддами в храме чтят особо уважаемых монахов. Возле изображения одного из монахов стоят подношения, среди которых пакеты чая, консервы и… бутылка Блэк Лэбл … Хм, а разве монахом алкоголь можно?

 

    

 

 

Культурная программа на сегодня закончена, можно подумать и более приземленных вещах. Ищем место для обеда. В поисках натыкаемся на торговую улицу, через какое-то время выходим к небольшой лавке, где делают Такояки. Это такие шарики из теста, внутри которого небольшой кусочек осьминога.  Мы давно хотели попробовать, а тут такой шанс. Но готовых пока нет.надо ждать. Заходим в соседнюю едальню. Оказывается удоночная (это где главным блюдом является лапша удон). Камрад берет удон, а я заказываю другую лапшу -  гречневую соба. Насытившись, все равно идем за такояки – надо же проверить «что это за зверь». На вкус оказалось довольно прикольно, вот только теста значительно больше, чем собственно осьминога ;-)

 

Рядом раздаются ритмичные крики – это при помощи колотушек в бочке замешивают зеленое сладкое тесто. Тут же его продают с начинкой из сои. Пока я снимал ролик про процесс замешивания (очень увлекательно), камрада взяли в плен японские школьницы. Они, оказываются, изучают английский язык и у них есть анкеты, по которым они опрашивают иностранцев. Когда я подходил, дело уже дошло до совместных фотографий…:-)

 

Еще долго у нас в ходу будет фишка про «кумира японских школьниц» :-)))))

 

«Метрообразный» экспресс домчал нас обратно в Осаку. Ужинать мы не стали, а вместо этого в торговых рядах станции Синосака набрали различных вкусных «плюшек» и в гостинице умяли их с чаем и соком. Я во время трапезы в своем «отсеке» смотрел по ТВ фильм про Ямамото Кансукэ (один из генералов Такэда Сингэн). Насколько я понял текст, трактовка событий и их подоплеки несколько отличается от той, что показана в знаменитом фильме «Фуринкадзан» (в русском прокате «Знамена самураев»).

 

Завтра запланирована крайняя поездка – едем «в гости к ниндзям», в Ига-Уэно :-))))))))))

 

<<<<Предыдущие дни                         Следующие дни>>>>

Первая страница

 

 

 

На главную

Используются технологии uCoz