Миннакири Дзёю

 

Выставка Токийского Национального Музея в Москве

 

В субботу 24 мая представители клана Миннакири (Дзёю, Такэдзо, Тосихару) и эксперт АРФЯ Александр Щербаков посетили выставку  "Самураи и сокровища воинской знати Японии".

 

 

   

 

 

Основу экспозиции составляли артефакты из коллекции Токийского Национального Музея (ТНМ). Выставка заняла два помещения музеев московского Кремля - Успенскую звонницу и  Одностолпную палату Патриаршего дворца. Непосредственно оружие и доспехи выставлялись в звоннице. 

 

Надо сказать, что из всего своего богатого арсенала для выставки в России ТНМ отобрал 20 мечей, 1 кинжал, 1 копье, два кавари-кабуто, два полных доспеха и одну кирасу.  Честно говоря, мы рассчитывали слегка на большее…

 

Но, несмотря на это, посещение выставки было весьма полезным. В России увидеть вблизи «родные» вещи весьма не просто и доступно не каждому. Экспозиция же дает шанс рассмотреть нюансы изготовления японского вооружения.

 

Из 20 представленных мечей 6 были в оправе, остальные в виде клинков. Мечи 11-19 веков, некоторые имеют статусы Особо ценный предмет искусства и Особо ценный культурный объект. Один клинок 13 века со статусом Национальное сокровище. Самый старый клинок – 11 века, изготовлен мастером Ясуцуна, статус Особо ценный предмет искусства.

 

                              

 

Мне же больше всего понравилось копье. В отличие от пафосных мечей, это оружие сугубо практичное. А против одоспешенного воина намного эффективнее.

 

Из выставленных цуб больше всего понравилась цуба мастера Танака Киётоси с изображением обезьяны. На фото цвет передается плохо, в оригинале веточки над обезьяной золотые.

 

 

Кираса храмаки-до. Утверждается что 15 век.  Интересные наплечники, такая форма более характерна для поздних тосэй-содэ.

 

 

 

Домару-гусоку. 17 в.

 

 

Что мы отметили из интересных/нетипичных  деталей: нарисованные усы и борода на маске, непропорционально большой дзунари-кабуто (в описании он назван хинэноката). У меня возникло стойкое мнение, что это никакой не домару, а самый настоящий окэгава, на который сверху приклеена (или укреплена каким другим способом) декорация из кодзанэ. В пользу этой версии говорит и характерная форма кирасы, и нефункциональность шнуровки в местах, где она образует рисунок.

 

 

Сэндай-до. 18 век.

Наверное самый приятный комплект. Хотя мне показалось, что поножи не от него. Порадовал шлем момонари-кабуто. Интересная оклейка козырька мабидзаси кожей эгава (выколоченные брови оказали под кожей).

 

 

Эбоси-кабуто.

Датирован на 16-17 век. На мой взгляд вполне соответствует 16.  Раньше, глядя на этот шлем на репродукциях, я считал, что рисунок павлонии образован чеканкой. Вблизи же видно, что это «аппликация» - рисунок вырезан из металла и наклепан снаружи. Очень интересный шлем.

 

Кавари-кабуто.  17 век.

 

Шлем в виде раковины,  выполнен из папье-маше на платформе дзунари-кабуто.  На шлеме хорошо видны крепления для ваки-датэ, мы все гадали, что там могло быть. Такэдзо-кун предложил клешни краба.

На самом деле там изображение морской пены. Весь комплект японцы не привезли, вот как он выглядит:

Считается, что комплект принадлежал клану Хонда  (вассалы клана Токугава).

 

Из других интересных экспонатов я бы отметил, пожалуй, одну из двух выставленных накидок дзимбаори 19 века.  Понравились бронированные «пагоны», которые правильно называются татиукэ («принимающий меч»).

 

 

Вторая часть выставки особого интереса у нас не вызвала. На ней экспонируются несколько экземпляров одежды (все не раньше 19 века), маски театра Но, бытовые принадлежности. Понравился только железный дракон, изготовленный мастером-оружейником.  Дракон собран из множества подвижных частей, поэтому может принимать различные  положения. 

 

Вернуться на страницу статей членов клана

 

На главную

Используются технологии uCoz